Основано на статье редактора Windows Central Джеза Кордена
На старте прошлого поколения консолей, Microsoft, тогда и без того несущая приличные репутационные потери, запомнилась публике тем, что внезапно выкупила временную эксклюзивность традиционно мультиплатформенного блокбастера о Ларе Крофт — ожидаемая многими Rise of the Tomb Raider вышла на Xbox One в 2015 году, добралась до Windows спустя три месяца, а PlayStation 4 посетила и вовсе спустя год — в конце 2016.
Решение корпорации подняло целую волну критики среди простых игроков и журналистов — ожидаемый многими сиквел вдруг вышел только на одну консоль, да ещё и такую нелюбимую и непопулярную. Поступок Xbox тогда назвали антипотребительским, а некоторые даже призвали бойкотировать проект до тех пор, пока он появится на других платформах.
После столь враждебного приема Microsoft начала срочно пересматривать свою политику, и уверенными шагами пошла к тому, что мы имеем в данный момент: игры выходят на всех платформах, где есть Game Pass, появляются в Steam, а прецедент, чтобы компания просто-напросто выкупила проект почти перед его выходом, так и не повторился — если что-то от сторонних разработчиков и выходит эксклюзивно в «зеленой» экосистеме, то это всегда игра плотного экономического и маркетингового сотрудничества, которую Microsoft спонсировали как минимум со стадии продакшена.
У корпорации даже имеются программы, к примеру ID@Xbox, по которым выход на сторонние платформы не воспрещается никак — просто портирование не будет оплачено из кармана Microsoft и разработчикам придётся заниматься этим самостоятельно. Ну, и конечно же Game Pass, свободную политику которого, кажется, похвалили почти все крупные издательства и студии в индустрии — гибкость в оформлении контрактов, где можно договориться о комфортных условиях для любого, в наличии.
Но долго ли может продлиться подобная политика в сегодняшей индустрии, где во главу угла становится практика привлечения клиентов громкими проектами на свою платформу, чтобы уже внутри неё подсадить их в повсеместные игры-сервисы? Как долго Microsoft сможет «мягко» помогать создателям различных инди, пока конкуренты выкупают новые части легендарных франшиз и заставляют десятки миллионов игроков выбирать именно их устройство?
В PlayStation, кстати, давно поняли это. Sony ловко пользуется всем спектром методов переманивания эксклюзивов на свою платформу — начиная от полного финансирования разработки различных инди-игр и игр категории B, заканчивая преусловутым выкупом «временной» эксклюзивности больших AAA-проектов. Особенно в этом плане стоит выделить компанию Square Enix, которая имеет с Sony совместное прошлое, причем очень богатое и насыщенное, и всегда готова пойти им навстречу в сфере игрового бизнеса.
Казалось бы, совсем недавно отгремел Final Fantasy VII Remake, на который в Sony сделали большую ставку — и не зря, учитывая продажи — а уже анонсировано два новых эксклюзивных проекта для PS5 от Square Enix, включая Final Fantasy XVI, от которой многие также ожидали мультиплатформенности на релизе. Вдобавок ко всему этому, срок соглашения по FF VII Remake был продлен, и игра ещё дальше отодвинула свой и без того туманный релиз на Windows и Xbox.
В конце концов, это бизнес, а не благотворительность. Даже если Sony и получает какую-то критику за решения относительно выкупа проектов для своей консоли, то она может позволить себе закрыть глаза на неё — любовь к бренду у десятков миллионов людей не просто остаётся, а наоборот, крепнет после новостей о том, что какая-то игра выйдет с плашкой Only on PlayStation, а доминирующее положение на рынке делает голоса недовольных тише и незаметнее голосов тех, кто такое решение всецело одобряет.
Причём факт того, что PlayStation владеет намного большей долей рынка, а значит может и позволить себе намного больше, чем Xbox, без тех же последствий, неоспорим. Люди уже как-то привыкли к тому, что игра может выйти только на PlayStation, и относятся к этому, как к естественному положению вещей — в отличии, от потенциальных новостей о выходе только для Xbox, что особенно было заметно в эпоху уходящего на покой One.
Размышления об этом могут натолкнуть на вывод о том, что людям, по большему счету, нет дела до самого явления эксклюзивности — для игровой индустрии такая практика всегда была нормой — но есть дело, когда эксклюзивной игра становится для непопулярной и нелюбимой, а самое главное, чужой платформы, которую приобретать не очень хочется. Такое и случилось в 2015 году, когда скандал с Ларой Крофт, доставшейся только редким покупателям Xbox One, набрал обороты, а отчасти отголоски этого слышны до сих пор.
Начиная с самого анонса покупки Zenimax можно было видеть сотни людей, которые почему-то отрицали, что все будущие игры компании будут выходить только на Windows и Xbox, причем они умудрялись подвергать сомнению даже слова официальных лиц (хотя мне лично, к примеру, всё стало ясно ещё в сентябре, как только новость о покупке появилась в Сети — никто не будет приобретать активы за $7,5 млрд., чтобы выпускать контент на платформы конкурента).
Но многие просто не желали принимать факт того, что игры их любимых серий не выйдут на самую массовую консоль, находящуюся во владении гораздо большего количества людей, и просто статистически, находящейся и в Вашем личном владении с большей вероятностью. Особенно мощный шквал споров пришёлся на западную часть Интернета, где многие геймеры традиционно имеют во владении лишь консоли, а ПК-гейминг до сих пор не распространён так, как у нас.
Когда Джефф Грабб «подтвердил» эксклюзивность Starfield для Xbox и Windows (факт чего, повторю, был совершенно очевиден любому, казалось бы, и до этого), на той же ResetEra начался настоящий кошмар. Люди просто не могли поверить, что Microsoft может отобрать у них будущие проекты Bethesda — это же будет нерационально и глупо — не выпустить игру на PlayStation, где играют все они.
Когда-то мы могли лицезреть забавную ситуацию: после упадка конца 7-го и начала 8-го поколений, Xbox нужен был срочный экстенсивный рост, особенно в плане обладания франшизами и человеческими ресурсами — но позиция догоняющего могла затруднить это делать — а без обладания ресурсами и франшизами, не выйти из позиции догоняющего.
Однако благодаря полной реорганизации всей структуры Microsoft и игрового бизнеса, который наконец принялся поворачиваться лицом к клиентам, репутация Xbox начала исправляться — что позволило заключать больше сделок с небольшими разработчиками, а позже и выкупать целые студии, присоединяя их к first-party, с неслыханным до этого одобрением игроков как минимум из лояльной части аудитории.
Кульминацией действа на данный момент, конечно, является покупка Zenimax — поглощение такого крупного игрока всё равно вызвало множество споров и ожесточенных баталий относительно франшиз, но всё прошло тише, чем могло быть ещё три-четыре года назад, что подтверждает прогресс Xbox в создании своего обновленного имиджа в течении последних лет.
И всё-таки, тема этого материала может быть чуть шире. Ставшие внутренними, студии Bethesda почти не затрагивают поле конкуренции между платформодержателями, а вот внешние, т.н. 3rd-party-компании, в отношениях с которыми платформодержатели могут проявить больше мобильности, и за которых сегодня ведется настоящая грызня, становятся важной переменной успеха.
Когда-то в 2016 году, примерно через год после того, как скандал с Tomb Raider поутих, Фил Спенсер общался с фанатами и написал коротенький твит, где признался, что не чувствует «естественного роста» в покупках эксклюзивности сторонних проектов для Xbox.
Конечно, Фил ловко извернул слова, но всё равно достаточно понятно выразил свою тогдашнюю позицию — «выкупать эксклюзивы — зло, Xbox так делать не будет». Эпоха, когда бренду было необходимо держать лицо после провала Xbox One, сильно сковывала возможности Microsoft, и конкуренты пользовались этим по-полной. Так может и для Xbox пришла наконец пора перестать быть хорошим парнем? Или они уже это сделали?
Сегодня противостояние сильно как никогда — появляются новые игроки, всё больше интересующиеся индустрией, происходит укрупнение бизнеса, а платформодержатели если не равны друг другу, то как минимум проявляют одинаковое рвение в стремлении занять трон короля индустрии. Sony, как я уже отмечал выше, взялись за голову раньше и на данный момент имеют намного более организованные внутренние студии, поставляющие контент с завидной регулярностью, а также глубокие связи с большинством сторонних компаний, что позволяет им планировать график релизов с высокой плотностью событий.
Стала абсолютной нормой практика «перекупать» контент — тот же суд Epic v. Apple раскрыл много интересного о том, как Epic Games работает с издателями, чтобы их игры не попадали в Steam, а ещё показал отношение Sony к кроссплею с другими консолями — PlayStation действительно чувствует себя в превосходной позиции по отношению к другим участникам консольного рынка и вовсю этим пользуется, но Xbox уже далеко не настолько позади, насколько был в прошлом поколении — на ключевых рынках он таки сумел навязать борьбу своему историческому конкуренту — пока с помощью политики «дешёвого, незатратного времяпрепровождения», актуального для сегодняшних реалий.
Памятуя о недавнем опыте с игрой в «хорошего» и пока всё ещё не имея налаженного конвейера проектов, «зеленые» пытаются привлечь людей фактором выгоды — игры активно добавляются в Game Pass, и выходят клиентам по $10 в месяц вместо $70 — особенно удобно это для пробы проектов, в которых покупатели могут быть не уверены, вроде Outriders. Забавная история вышла и с MLB The Show 21 — бывший эксклюзив Sony, который создает внутренняя студия SIE, не просто добрался до Xbox, но попал сразу в Game Pass, что сделало приличную рекламную кампанию платформе, особенно в Японии и США, где данный вид спорта популярен.
Но всё равно остаётся множество игроков, которым нет дела до цены и высчитывания выгоды — они просто берут и покупают товар, когда хотят поиграть — и до них Microsoft желает добраться очень давно. Пока данный тип клиентов, особенно в США, предпочитает оставаться с PlayStation по понятным причинам — там выходят самые громкие хиты, там играет больше людей — и в итоге, даже если кто-то владеет сразу двумя приставками, то отоваривается он в основном в PSN.
Для "переманивания" таких людей к себе, Microsoft пришлось чуть ли не с нуля создавать набор first-party студий, которые теперь заняты разработкой ААА-контента, способным хоть в теории поконкурировать с проектами PlayStation, но даже несмотря на это — Xbox ещё много чего предстоит доказать.
Дела всё ещё не очень хороши для Xbox, когда вспоминаешь как много стороннего контента, который мог быть в теории на этой платформе, оказалось упущено: хит прошлого года Fall Guys до сих пор не добрался, популярная и любимая игроками FF XIV Realm Reborn отсутствует, преусловутый ремейк FF VII и будущая FF XVI тоже... Нет даже Genshin Impact, одной из самых прибыльных игр последних лет — а ведь именно такие проекты должен искать платформодержатель для своего магазина — с микротранзакций от игры, Sony наверняка поимели уже не один десяток миллионов. И чем дальше вспоминаешь, тем больше игр, оказывается, так и не добралось до Xbox в прошлом поколении.
Проблема немного сглаживается тем, что большая часть этих проектов всё таки выходит на Windows, пользование которым уже делает Вас потенциальным клиентом Xbox — сервисы на расстоянии одного клика мышью спасают — но, как я уже писал выше, для западных рынков это не так актуально, и люди вполне могут сделать выбор между "премиальностью" гейминга, а также франшизами, вроде Final Fantasy, многие важные части из которой будут только на PS, и выгодой Game Pass, причем не в пользу второго.
Конечно, такие имена, как DOOM, Fallout, The Elder Scrolls и Wolfenstein невероятно сильны — традиционная мультиплатформа, многие представители которой могут похвастаться мультимиллионными продажами, являются весомым аргументом в диллеме того, какую платформу выбрать основной — но для многих всё ещё, даже после всех официальных заявлений, по какой-то неведомой причине открыт вопрос: станут ли будущие игры Bethesda эксклюзивными? Да, станут. Вся политика Microsoft уже кричала об этом, когда ещё можно было составлять предположения, но сегодня это уже закрытый вопрос.
По словам Джеза Кордена, он общался с сотрудниками Xbox во времена активного периода поглощения и был поражен, как они относятся к идее того, что The Elder Scrolls VI когда-нибудь возьмёт, да выйдет в Game Pass, причём только в нём — и сколько новых клиентов это привлечёт. С учётом Xcloud, охват становится ещё больше — и в мире, где конкуренты делают свою платформу "лучшим и единственным местом для игры", только такая тактика по-настоящему решает.
Важным фактором является и то, что Microsoft в данный момент проводят широкую экспансию на другие платформы — переоткрывают собственный же Windows, который долгое время сиротливо ловил редкие подачки от Xbox (с осенним обновлением корпорация планирует полностью переработать встроенный магазин — по сути, главное препятствие к маршу на покорение ПК-гейминга), медленно, но вполне уверенно осваивают портативный гейминг — смартфоны и планшеты наконец могут стать нормальным игровым устройством, правда, пока в некоторых странах.
Я уже писал материал о том, что новой аудитории (а сейчас, как показывает статистика, таких много), которая только входит в мир видеоигр, необходимы громкие эксклюзивные релизы — такие, которые волной проходятся по всему миру и о которых узнают даже люди, совсем далекие от гейминга. Креативная сторона таких проектов обязана быть выдающейся, а маркетинг громким, и если со вторым у Microsoft пока что наблюдаются проблемы, то думаю к невероятным командам, которых издатель собрал под своим крылом, вопросов возникнуть не должно.
Если команды не подведут, то Xbox наконец получит поток качественных, вылизанных ААА-проектов (последний раз такое счастье было в начале поколения Xbox 360), а уже сложившиеся коллективы Zenimax подстрахуют, увеличивая частоту релизов и создавая наконец для консоли Microsoft ассоциации не только с дешевизной игры в мультиплатформу, но и доступом к «премиальному геймингу», как бы глупо это не прозвучало.
Но этого будет мало. Бизнес устроен так, что с каждым годом он должен расти — рейтинги должны становиться выше, продажи игр больше, а количество товаров в ассортименте (в нашем случае, в подписке) должно увеличиваться. Решать данный вызов можно лишь двумя способами — увеличивая набор внутренних студий, либо заключая контракты со сторонними разработчиками. С поглощениями всё уже более менее понятно — Xbox за последние годы можно сравнить разве что с каким-нибудь Embracer — они так же жадно ищут маленькие беззащитные студии и присоединяют их к себе.
Но что сторонние проекты? Здесь наконец-то пошёл сдвиг, вот что. S.T.A.L.K.E.R. 2, Warhammer 40k: Darktide, CrossfireX, The Ascent (а ведь на этом E3 покажут ещё новые игры) — это уже четыре проекта, которые тянут на ААА, и которые Xbox вполне осознанно сделал своими эксклюзивами (причём CrossfireX полным консольным эксклюзивом в традиционном понимании этого слова). Я молчу про десятки инди-проектов, которые не выйдут на PlayStation в течении определённого периода времени — хотя раньше подобной тенденции релизы в ID@Xbox не показывали и выходили на всех платформах (в основном из-за инди, кстати, у PS4 общая библиотека на пару тысяч наименований больше, чем у XO) одновременно.
Да, конкуренция и жесткий вызов от Sony сделали свою работу: Xbox был вынужден отвечать равноценно. Помимо самого факта эксклюзивности, он по-прежнему будет давить на выгоду игры: многие релизы, причем в большинстве своём именно крупные, попадут в подписку — здесь на стороне Microsoft сама природа модели подписочного сервиса, которой они решили придерживаться. И да, они будут терять деньги на этом, пока не наберут критическую массу аудитории, но ресурсы компании, а также все их последние действия сигнализируют о том, что подразделение Xbox они вновь воспринимают очень серьёзно и готовы тратить на него столько, сколько потребуется.
Конечно, борьба идёт не только со старой-доброй Sony — на сервисном поприще сражаются и Amazon, и Google, и даже Tencent — все эти игроки пока могут быть не столь очевидны, но в будущем они ещё навяжут себя привычному трио платформодержателей, и здесь редмондская корпорация пока лидирует с очень приличным отрывом — как в развертывании инфраструктуры, так и в поставке контента своим клиентам. Но главный конкурент, определённо — всё ещё Sony, что бы там не утверждал Фил Спенсер.
Возможно, в идеальном мире никаких эксклюзивов не было бы вовсе — и люди могли играть там, где им вздумается — о таком рассуждали в Xbox пару лет назад, и после подобных слов некоторые даже гадали, выйдут ли игры Bethesda на PS — но нужно понимать, что эксклюзивы при всех недостатках своей концепции, являются неотъемлимой частью конкуренции, которая и двигает развитие вперёд — и без развития мы получаем PlayStation образца 2005-2008 годов, или Xbox ужасного периода 2012-2014, которое я до сих пор вспоминаю с содроганием.
В итоге и получается так, что Microsoft просто не удастся сохранить улыбку на лице, если они хотят посоперничать с Sony, которые эту улыбку уже давно не держат. Просто представьте на секунду, если бы тот же Zenimax купили не Microsoft — вопрос о том, "будут ли какие-то игры эксклюзивными" не просто не стоял бы — нет, люди бы спрашивали, когда именно условная Sony отключит сервера MMO на вражеских платформах, чтобы чужим не досталось.
И если завязать борьбу с такими конкурентами, то действовать придется их методами — или проиграть. С каждым годом всё больше игр будет перекупаться подобным образом — уже сейчас ходят слухи о том, что для Microsoft сторонние студии делают около пяти эксклюзивных ААА по новым франшизам — ещё чуть-чуть и будет столько же, сколько вышло за всю историю Xbox One.
Парадокс, который я упоминал раньше — Xbox не мог догнать PlayStation, не имея громких имен про запас, а громкие имена он не был способен приобрести из-за катастрофического отставания по финансовому положению, продажам и репутации, потихоньку исчерпывает себя. Шаги, предпринятые Филом Спенсером — расширение на Windows, выгодные предложения экосистемы — сгладили шрамы, а наступившее новое поколение обнулило счет и позволило вступить в игру с новыми силами.
Всё больше людей интересуются Xbox — кто-то впервые, кто-то вспоминая свою молодость на 360, и переходят в экосистему — не в последнюю очередь это происходит благодаря знаменитым "покупкам" Microsoft — фанаты игр студий, которые теперь часть Xbox Game Studios, не имеют другого выхода, кроме как приобрести подписку и/или консоль. Microsoft быстро уловили концепцию, и изменили бывшую риторику «игр, [от сторонних студий] доступных везде» на «игры будут везде, где есть наш Game Pass», что, кстати, даёт определенный сигнал и ПК-геймерам, которые пока не открыли для себя Microsoft Store (вот бы сами Microsoft его открыли, и увидели, что там творится…)
А пока остаётся только ждать дальнейших анонсов и надеяться на то, что игры от внутренних студий выйдут удачными, дабы вся авантюра Фила Спенсера оправдала себя.
- 7
- 2
- 2
Рекомендуемые комментарии